Китайская медицина уже несколько тысячелетий назад знала, что источником заболевании являются «семь эмоций». Исследования современной науки также показывают, что 60-80% болезней являются результатом неправильного отношения к окружающей реальности. В Китае издревле существовал метод самосовершенствования, определявшийся следующим высказыванием: «Дхарма приходит с Запада без единого иероглифа; все мастерство опирается только на сердце и мысль». В этой статье мы попытались обобщить представления о «сердце», присущие классической теории традиционного цигун, современному научному цигун и психологии, что позволит сделать более простым и содержание, и смысл цигун-совершенствования. |
При просмотре страницы предлагаем Вам
воспользоваться музыкальным сопровождением.
Мантра Будда Медицины.
1. Общее представление о «сердце».
Традиционная система «пестования жизни» утверждает необходимость «слияния воедино духа и формы»; современный цигун выступает за параллельное совершенствование «тела и сердца». Дух обычно подразделяется на «изначальный дух» и «познающий дух».
1) «Изначальный дух».
Тело человека представляет собой единый комплекс, образованный различными органами и системами, которые имеют свои особенности, связанные с их ролью в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. «Изначальным духом» мы называем то, что является «хозяином» (или, если можно так выразиться, «руководящим ядром»), обеспечивающим согласованное взаимодействие органов и систем, их единство и сбалансированность в интересах нормальной жизнедеятельности организма.
«Изначальный дух» имеет «прежденебесный» (врожденный) характер», он представляет собой уменьшенную копию природы. Поэтому, «открыв» «изначальный дух», можно обрести сверхспособности в познании мира через чувства и таким образом жить в гармонии с природой.
2) «Познающий дух».
После появления на свет человек начинает реагировать на различные явления и изменения в природе через посредство «пяти органов» («глаза, уши, нос, язык и тело»). Он постепенно запоминает и накапливает в своем мозгу определенные знания и опыт, которые, в конечном счете, развиваются в способность к мыслительной деятельности. То, что современная наука называет психикой, а в цигун называется «познающим духом», включает волю, характер и т.п. Когда мы говорим о «совершенствовании сердца», мы обычно имеем в виду «совершенствование познающего духа», целью которого является, во-первых, приведение её в соответствие с законами и нормами природы, возвращение человека к естественному, его превращение в «естественного человека», а во-вторых, развитие человеческой «мудрости», раскрытие его творческих способностей, превращение его в достойного члена общества.
2. Содержание и смысл «совершенствования сердца».
1) Первостепенное условие «совершенствования сердца» — это укрепление воли. Волей современная наука называет психическое состояние, позволяющее человеку сознательно организовывать свои действия в интересах достижения поставленных целей. Цигун является системой, базирующейся, в основном, на самосовершенствовании. Об этом говорит и пословица: «Учитель подводит к двери, а входит в нее каждый сам». От индивидуальных волевых качеств человека зависит уровень, который он сможет достичь в цигун.
Пожалуй, нет человека, который бы не знал, что с помощью определенных двигательных упражнений можно предупреждать и лечить заболевания, укреплять здоровье. При этом лишь единицы предпринимают хоть какие-то шаги в этом направлении. Есть немало таких, кто много лет занимается цигун без каких-либо видимых результатов. Причина этого кроется в том, что они не способны постоянно соблюдать необходимые требования цигун. На результаты занятий непосредственное влияние оказывают такие отрицательные свойства характера, как лень, неорганизованность и др.
В сознании современного человека прочно укоренилось убеждение, что чудодейственным средством спасения является медицина. При малейшем недомогании, или уже заболев, мы начинаем судорожно искать «хорошего» врача, стремимся пройти обследование с помощью новейшей аппаратуры, тщетно пытаемся достать уникальное и всесильное лекарство. Время идет, а «чудодейственное средство» не срабатывает, «всесильное лекарство» не помогает, и болезнь продолжает испытывать наше терпение, заставляя нас страдать. Самое печальное то, что даже тяжелые мучения не могут заставить нас принять волевое решение вступить на путь реального оздоровления. И хотя условия жизни современного человека несравнимо выше, чем у древних людей, его представления о здоровом образе жизни и методах ее ведения значительно отстают от древних.
В прежние времена люди, которым уже перевалило за сто лет, оставались активными и бодрыми. Современный же человек в тридцать лет начинает болеть, в сорок болеют уже почти все, а средняя продолжительность жизни не превышает семидесяти лет. В чем причина? В том, что из-за развития науки, повышения уровня медицинского обслуживания и уровня жизни в целом значительно возросла и зависимость человека от этих условий, а представления о «пестовании жизни» исказились. Все это привело к ослаблению волевых качеств человека. Занятия цигун способны оказывать оздоравливающее, лечебное воздействие, что не подлежит сомнению, но достижение результата требует от человека настойчивости, упорства, целеустремленности. Только обладая крепкой волей, можно преодолевать различные трудности, не прекращая занятия, и, как следствие, добиваться все более высоких результатов. Вот почему считается, что укрепление воли является первостепенным условием «совершенствования сердца», основой в цигун.
2) Второе условие «совершенствования сердца» — укрепление эмоциональной сферы.
Китайская медицина подразделяет эмоциональную сферу на семь разновидностей ее проявления: радость, гнев, озабоченность, задумчивость, скорбь, страх, испуг. «Семь эмоций» являются проявлением реакции человека на объективные предметы и явления и не выходят за рамки нормальной психической деятельности. Однако их внезапное и интенсивное или длительное проявление способно оказывать влияние на физиологические функции организма, приводить к нарушению работы внутренних органов и к возникновению заболеваний. Материальной основой чувств является «семенная ци», и чрезмерные чувственные проявления приводят к ее расходованию. Пустота, образующаяся из-за расходования «семенной ци», моментально заполняется «злым духом», или «нечистой силой». В «Сувэнь» сказано: «Гнев травмирует печень, задумчивость травмирует селезенку, скорбь травмирует легкие, страх травмирует почки, чрезмерная радость травмирует сердце».
Исследования, проведенные современными учеными, показывают, что в результате эмоциональных расстройств болезней возникает гораздо больше, чем из-за инфекции, погодных условий и многих других причин вместе взятых. По данным ВОЗ, стремительный рост заболеваемости так называемыми «современными болезнями» — гипертонией, коронарной недостаточностью, язвенной болезнью, сахарным диабетом — вызван отнюдь не распространением каких-либо бактерий или вирусов, а имеет непосредственную связь с причинами психоэмоционального характера. Поэтому широко известное утверждение, что «все болезни от нервов», далеко не лишено основания.
Во Втором шанхайском медицинском институте было проведено изучение двухсот случаев заболевания раком желудка, которое показало, что общей причиной возникновения заболевания явилась депрессия, вызванная неблагополучным положением в семье. Среди пятисот онкологических больных, обследованных в США доктором Супом, у всех в прошлом были психологические травмы.
Таким образом, древние и современные теоретические воззрения на взаимосвязь между эмоциями и состоянием здоровья, а также результаты исследований в этой области полностью совпадают. И действительно, о какой эффективности оздоровления можно говорить, если человек не умеет себя контролировать, не умеет управлять своими эмоциями, в результате чего теряет массу энергии, даже ту, которую ему удалось скопить в ходе занятий цигун. Кто смотрит на все открыто, как бы сквозь предметы и явления, относится ко всему спокойно, у того не приходят в движение «семь эмоций», и тому легче достичь в цигун желаемого. Многим хорошо известно, что излишняя эмоциональность вредна, однако мало кто умеет ее сдерживать. Этому есть две причины. Первая — недостаточная устойчивость, которая проявляется в том, что человек моментально реагирует на малейший негативный раздражитель. Вторая — неумение управлять собой, быть хозяином самому себе, что, в общем-то, с одной стороны, смешно, а с другой, — страшно. Поэтому очень важно обратить внимание на выработку эмоциональной уравновешенности.
3) Третье условие «совершенствования сердца» — закалка характера.
Характером называется специфическая психологическая особенность, имеющая определяющее личностное значение и проявляющаяся в устойчивых реакциях человека на окружающую действительность и в соответствующих формах поведения. Формирование характера происходит, главным образом, под влиянием условий жизни и получаемого воспитания. Как показывает практика, цигун представляет собой метод совершенствования, находящийся в гармонии с законами природы и затрагивающий социально-научную область. Цигун обладает способность изменять характер человека.
а) Формирование «небесного сердца».
Человек является порождением природы, он постоянно находится под попечительством «неба-отца», окружен заботой «земли-матушки». Все сущее в этом мире — травы, деревья, птицы и звери — имеет теснейшую взаимосвязь с существованием человека. Поэтому человек должен с уважением и любовью относиться к природе, что позволит ему получать доступ к позитивной природной информации, находиться под ее покровительством.
б) Формирование «общественного сердца».
Под «общественным сердцем» понимаются взгляды человека на общество, его отношение к людям. Человек должен стремиться к гармоничному сосуществованию с окружающими, к дружескому общению, а также к получению знаний, развитию способностей. Именно общественные интересы стимулируют развитие культуры и науки, и в том числе развитие и распространение цигун. Поэтому каждый человек должен быть озабочен вопросами защиты интересов своей страны и своего коллектива, способствовать развитию и популяризации цигун, ставить интересы общества выше личных, постоянно совершенствовать «общественное сердце». Общество и истина, общество и дао неотделимы друг от друга. «Совершенствовать общество» — значит «совершенствовать истинное», «совершенствоваться в дао».
в) Совершенствование «добродетельного сердца».
«Добродетельное сердце» означает нравственные качества человека.
Современные исследования в области цигун показывают, что мышлению человека свойственны направленность, предопределенность. Это означает, что положительная или отрицательная мыслительная деятельность в каждое мгновение, в каждую минуту будет иметь разные последствия. «Злые мысли» неизбежно порождают «злую ци», наносящую вред людям и самому человеку. «Неправильная мысль» растрачивает энергию, травмирует ци, а «ошибочный поступок вредит телу и долголетию». Законы природы — «неподкупный и честный чиновник», их нельзя перехитрить, никто не может избежать справедливого «небесного суда и кары». Общество таково, что не может существовать без постоянно и везде возникающих противоречий, порождающих явную и скрытую борьбу, корысть и зависть, стремление к собственной выгоде в ущерб другим. Все это рано пли поздно, тем или иным образом отражается на каждом из нас, нанося непоправимый вред нашему психологическому здоровью. Цель занятий цигун состоит в получении «чистой ци», рождение «правильной ци» во всем теле, что требует от человека «правильных мыслей» и «правильных поступков». Поэтому занимающийся цигун должен обладать широтой души, должен правильно относится к людям и к самому себе, должен начинать совершенствование с самого себя, по капле избавляясь от «вредных мыслей», «злых мыслей», и, наконец, вообще от всех «посторонних мыслей». Если постоянно заниматься развитием своих нравственных качеств в соответствии с требованиями цигун-нравственности, это обязательно принесет устойчивый и очевидный прогресс в деле самосовершенствования.
Путем совершенствования «небесного сердца», «общественного сердца» и «добродетельного сердца» человек добивается формирования в себе правильного отношения к природе, обществу, ценности собственной жизни и своей роли в обществе. Непрерывно и длительно занимаясь цигун на такой основе, он сможет сформировать сильный позитивный характер, что является важной и неотъемлемой частью занятии цигун и обязательным условием успехов в самосовершенствовании.
Подводя итог, можно отметить, что в занятиях цигун надо ухватить самое важное, самое основное — «сердце» — и помнить, что успех невозможен без трех составляющих: волевых качеств как основы, эмоциональной устойчивости как ключевого звена и положительного характера как основной гарантии.
Статья подготовлена по материалам научно-популярного китайского журнала «氣功與體育» , В.В.Н.
Сердце. Учение Живой Этики (читать, скачать)
…В религиях введены телодвижения и положения тела, способствующие нагнетению энергии и устремляющие к Высшему. У Нас, конечно, можно преуспеть, без утомительных движений, наполнением сердца. Кто преуспел этим путем, тот имеет преимущество, ибо непрестанен источник сердца. Лик Владыки, введенный в сердце, не потускнеет и в любой час готов на помощь. Этот путь сердца самый древний, но нуждается в значительном расширении сознания. Нельзя говорить о сердце с первой беседы, иначе можно без цели перегрузить его. Также бесцельно говорить о любви, если сердце еще не вместило Образа Владыки. Но приходит час, когда нужно указать на мощь сердца. Советую обратиться к сердцу не только потому, что Образ Владыки уже близок, но по космическим причинам. Легче переходить через пропасть, если крепка связь с Владыкою. («Живая Этика». Иерархия. § 85, Е.И. Рерих. Подробнее читайте в разделе «Источники Знаний»).
Живая Этика. Мир Огненный. §414. Утверждаю, что сейчас надо собраться явлением силы и мужества. По всему миру силы тьмы идут натиском. Неужели силы добрые будут между собою на кулачках биться?! Уявление боли сердца, конечно, происходит от посылаемых мыслей. Врач назвал бы это спазмой аорты, но не принял бы во внимание, какие внешние причины важны. Неужели можно видеть лишь следствия, не усматривая причины?
Где заниматься УШУ и ЦИГУН в САМАРЕ
Договорится о встрече для записи на занятия Ушу и Цигун в Самаре вы сможете по тел.: 890-47-48-38-48
Все права защищены © 2010-2024
При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт Ушуицигун.рфЗапрещено брать материалдля рекламы или продажи.