Медицина Японии |

Медицина Японии

При просмотре страницы предлагаем Вам

воспользоваться музыкальным сопровождением.

Listen to music while viewing.

當瀏覽網頁提供音樂伴奏

Скачать музыку для души бесплатно

Download music for free

 

 

 

ЯПОНИЯ

(терапевтические методы очищения в Японской медицине)

   В основе древнейших японских представлений о медицине лежало понятие чистоты. В число терапевтических методов входили обряды очищения, ритуалы изгнания злых духов и фитотерапия. Японская медицина развивалась под влиянием идей, заимствованных из Кореи, Китая и стран Европы, но при этом было разработано немало оригинальных вариаций и новшеств.
   Болезнь в японской медицине рассматривается как нарушение естественных физиологических процессов, вызванное дисбалансом ки («жизненной силы», эквивалент китайской ци) — ее недостатком (кё) или избытком (дзицу). Дисбаланс определяется посредством диагностики по животу и микродиагностики, позволяющей получить представление о состоянии организма в целом путем обследования отдельных частей тела.
   Целью терапевтических процедур является восстановление естественного, здорового равновесия. Наибольшей популярностью пользуются фитотерапия, акупунктура и моксатерапия, а также массаж и мануальная терапия, но кроме того, большое внимание уделяется духовному здоровью и психическому благополучию.
   При входе в каждое японское святилище располагается водоем для ритуального очищения. Воду для омовения рук и ополаскивания рта нанимают в бамбуковые или металлические чаши. После этого человек считается очищенным и готовым войти в священное место. Схожие ритуалы очищения исполняют перед чайной церемонией (тяною) в чайных домиках (тясицу), при которых иногда имеются садики. подобные изображенному на этой иллюстрации.

 

ДРЕВНИЕ МИФЫ ЯПОНИИ

   Японский миф творения повествует о двух божествах — Идзанаки и Идзанами, олицетворяющих соответственно мужское и женское начала. Эти божества создали острова Японии и все природные явления — воду, ветер, горы, растения и т. д. Совершая ритуал очищения, Идзанаки породил еще тpex божеств: богиню солнца Аматэрасу, бога лупы Цукуёми и бога ветра Сусаноо.
   Согласно своду «Кодзики» («Записки о деяниях древности»), составленном в 712 году и. э., Аматэрасу получила во владение Серединную арапу Тростниковой равнины, то есть землю. Со временем эта солнечная богиня возглавила пантеон синтоизма  и стала почитаться как прямая прародительница японских императоров и защитница всего народа Японии.
   Поскольку Древняя Япония была по преимуществу земледельческой страной, само выживание людей зависело от солнечного света и благоприятных для урожая погодных условий. Поэтому люди поклонялись и приносили жертвы божествам, которые считались повелителями солнца и воды, ветра и зерна. Так постепенно в традицию вошли церемонии благодарения за обильный урожай и очистительные ритуалы, призванные оградить посевы и людей от болезней.

 

РЕЛИГИЯ СИНТО — ПУТЬ БОГОВ

   Исконная религия Японии, синто (что означает «путь. богов»), — разновидность анимизма и культа природных явлений. В основе ее лежит представление о том, что у каждой вещи на свете — и у живых существ, и у предметов — есть свои дух. Соответственно можно поклоняться духу любой вещи, любого феномена: от камней, гор, водопадов, деревьев, животных и растений до таких природных явлений, как буря и ветер. Кроме того, существует целый пантеон небесных божеств, которые, согласно синтоистским верованиям, оказывают непосредственное влияние на благополучие всего народа и в том числе на урожай и плодовитость людей. Этим божествам — ками — поклоняются в особых святилищах и в ходе праздников, на которых им приносят жертвы и совершают ритуалы в их честь.
   Ежедневное домашнее поклонение синтоистским богам состоит из омовения (обрядового очищения) и краткого ритуала перед семейным алтарем, который называется камидана — «божественная полка». Это небольшая, подвешенная довольно высоко над полом деревянная полка, на которой размещаются подношения, синтоистские  символы и памятные таблички с именами покойных родственников. Верующий склоняется перед алтарем, дважды хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание богов, а затем возносит краткую безмолвную молитву. В ней обычно выражается благодарность богам и содержится просьба о благословении и защите на предстоящий день.

 

О ЗДОРОВЬЕ,Жизни,Энергии КИ в Японской медицине

   Понятия ин, ё и  пяти стихий — дерева, почвы, огня, металла и воды — в японской медицине заимствованы из китайской философии. Японцы издревле считали, что для здоровья и счастья необходимо жить в гармонии с этими вселенскими силами, проявляющимися во всей природе, в пище, которую мы едим, и так далее. Наряду с чистотой  залогом здоровья всегда считалось правильное питание, дыхание и физические упражнения, а также правильный образ жизни в целом.
   В жизни человека выделяется несколько стадий: период до зачатия, развитие плода в материнской утробе, рождение и младенчество, детство, зрелость, старость и жизнь после смерти в энергетической или духовной форме. Широко распространена вера в реинкарнацию или загробную жизнь того или иного рода. Нитью, которая связывает воедино все эти этапы, считается энергия ки создающая в период внутриутробного развития энергетические вихри, благодаря которым формируются меридианы, внутренние органы и структуры тела.
   Понятие ки занимает центральное место в японских представлениях о человеческом теле и природном мире вообще. Хорошее здоровье определяется как гэнки, что означает «обладать хорошим притоком изначальной ки»; болезнь – как бёки, что означает «закупоренная» или «больная» ки слово тэнки («погода») буквально переводится как «небесная ки; куки («воздух») — как «пустая ки, а слово ики («дыхание») употребляется также для описания различных умственных явлении. Таким образом, ки обеспечивает связь между телом, умом и духом.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В ЯПОНСКОЙ МЕДИЦИНЕ

(опрос, пальпация, меридианы тела…)

   В Японии основными диагностическими процедурами являются осмотр и пальпация. Основная роль в диагностике от водится осмотру (бо-син). Выделяется множество внешних диагностических показателей, в том числе походка, размеры и пропорции тела, внешний вид кожи, ногтей и волос, черты и выражение лица. В число диагностических методов, связанных с ощупыванием (сэцу-син), входит пульсовая диагностика, несколько отличающаяся от китайского метода. Кроме того, в Японии получила развитие методика пальпации живота, превратившаяся в самостоятельную форму диагностики и терапии. В диагностических целях используется также пальпация акупунктурных точек, расположенных вдоль меридианов.
   Система диагностики при помощи слуха и обоняния (бун-син) включает в себя оценку голоса и дыхании пациента, а также звуков кишечника, которые могут указывать на расстройство пищеварения. Принимаются в расчет запах тела, а также запах и внешний вид фекалий. Посредством опроса (мон-син) врач собирает сведения о конституции пациента, его привычках и склонностях, истории болезней в семье и так далее, а также подтверждает диагноз и выбирает наиболее подходящий метод лечения. Однако опрос играет меньшую роль, чем в других традициях: японские врачи отдают предпочтение осмотру и пальпации.
   Каким бы методом диагностики ни пользовался врач, первая его задача — определить области дисбаланса ин и ё. Большое значение придается понятиям кё («недостатка) и дзицу («избытка») — относительного содержания энергии, или жизненной силы, в различных каналах  и соответствующих им органах. Исходной причиной болезни считается недостаток — кё и врач стремится выявить именно его, чтобы подобрать подходящее лечение.

 

ДИАГНОСТИКА ПО ЖИВОТУ (АМПУКУ)


   Метод диагностики по животу зародился в начале 17 века. По всей вероятности, он сложился в результате соперничества между различными школами акупунктуры и фитотерапии. Особое значение ему придавал монах Мубунсай, вопреки господствующим тенденциям отстаивавший ценность диагностики и терапии  исключительно по животу. В течение 17 столетия основанная им школа Myбун приобрела большое влияние, и на протяжении периода Эдо (1603-1868) этот метод пользовался покровительством императорского двора. К 18 веку диагностика по животу завоевала такой авторитет в Японии, что один мастер акупунктуры, Ёсимасу Тодо, в 1752 году писал: «Живот — это источник жизни, а следовательно, в нем коренятся несметные болезни. Чтобы установить природу болезни, обязательно следует изучит живот». Подобные представления широко распространились в народе, и даже в наше время многие японцы верят, что всякая болезнь зарождается в животе и в кишечнике.
   Пациент ложиться на кушетку или на коврик, раздвинув ноги, расставив руки в стороны и обнажив живот. Врач становится или опускается на колени слева от пациента, собирает силу в животе (как при пульсовой диагностике) и для начала кладет теплую ладонь под грудину пациента. В течении  пяти — шести вдохов и выдохов он держит ладонь неподвижно, пока не согласует свой ритм дыхания с ритмом дыхания пациента и пока пациент не расслабится. Затем врач приступает к осторожному надавливанию на различные диагностические области живота, соответствующие определенным внутренним органам. Если пациент при нажатии чувствует боль, это указывает на состояние дзицу (избытка), а если возникают приятные ощущения — это признак кё (недостатка). Точка, расположенная на четыре пальца ниже пупка, используется также для определения вероятной продолжительности жизни подобно «жизненному пульсу» в тибетской медицине. Если на ощупь она совершенно полая, то пациенту грозит скорая смерть. Кроме того, врач ощупывает живот в поисках возможных закупорок и уплотнений. К 20 веку развилось множество различных методов диагностики по животу, на основе которых возникли различные школы врачевания.

 

ЗДОРОВЬЕ и ВРАЧЕВАНИЕ В ЯПОНСКОЙ МЕДИЦИНЕ

   Японское слово, обозначающее здоровье, «кэнко», записывается двумя китайскими иероглифами: «кэн» — «человек» или «прямой; правильный; справедливый», и «ко» — «расслабленность» или «спокойствие». Таким образом, здоровье подразумевает правильный образ жизни в согласии с законами природы, а также развитие и поддержание внутреннего спокойствия и безмятежности. В Японии с глубокой древности и по сей день распространено убеждение в том, что болезнь возникает из-за того, что человек не сообразует свою жизнь с естественными природными законами. По данным исследования, опубликованного в 1980 году американским социальным антропологом Маргарет Локк, на вопрос о причине постигшего их заболевания некоторые пациенты отвечали: «Потому что я не соблюдал правила жизни» («Кисоку тадаси сэйкацу о синаката»).
   Основная задача врачевания в японской медицине — вернуть жизнь пациента в гармонию с законами природы. Этот процесс начинается с создания такой домашней обстановки, которая способствует безмятежности и созерцанию красоты, и постепенно распространяется на все области жизни и привычки, включая питание, дыхание и физические упражнения, повседневные дела и общение с окружающими людьми. Важную роль в этом играют методы профилактики и самолечения: соблюдение диеты, выполнение физических упражнении, растительные препараты, самомассаж и моксатерапия, магнитотерапия и так далее. Большое значение придается также чистоте: для поддержания здоровья и ускорения процесса выздоровления применяются лечебные ванны — как дома, так и на открытом воздухе, в минеральных источниках (онсен).

 

Правильная ДИЕТА и ЗДОРОВАЯ ПИЩА

   Суп мисо считается исключительно полезным для здоровья. Чтобы приготовить это блюдо, подберите овощи разных  цветов и происходящих из различных мест произрастания (из моря, с равнин и с гор). Одно из удачных сочетаний таково: морские водоросли вакамэ, морковь или дайкон (японский редис) и некрупные или мелко нарезанные грибы. Слегка поджарые овощи на кунжутном масле, затем медленно влейте 600 мл кипяченой воды, накройте сковороду крышкой и оставьте на огне на 15 минут. Отдельно разведите в половнике получившеюся бульона 1 столовую ложку пасты мисо и влейте в суп. Bapитe на медленном огне еще 5 минут. Подавайте с тофу и зеленым луком.

По часовой стрелке, начиная от верхнего левого угла: морские водоросли хидзики,

морские водоросли вакамэ, вяленые сливы (умэбоси,способствуют пищеварению),

зеленый чай (о-тя), чай с добавлением неочищенного риса (гэнмай-тя), мисо ама кодзи

(вверху), мисо оку синано (внизу) и тофу.

   Согласно японским представлениям, правильная диета — важнейшая часть здорового образа жизни. В число продуктов, пользующихся широкой популярностью, входят различные сорта риса, морские водоросли (длинные темные конбу, мелкие скрученные завитками хидзики, ярко-зеленые вакамэ, сушеные листья нори), мисо (три самых распространенные разновидности — бато, муги и комэ), тофу (соевый творог) и овощи. Из напитков распространены зеленый чай (о-тя), чай с добавлением неочищенного риса (гэнмай-тя) и чай позднего сбора (бан-тя).

 

Контактное прижигание Акупунктурных точек методом Японской техники МОКСАТЕРАПИИ

   Наряду с иглоукалыванием в Японии широко распространена моксатерапия. Если в Китае предпочтение отдается непрямому (бесконтактному) прижиганию, то в Японии, наоборот, наибольшей популярностью пользуются техники прямой (контактной) моксатерапии. Очищенные растительные «волокна» для прижигания неплотно скатываются между большим и указательным пальцами в маленький комочек величиной с рисовое зерно. Затем его помешают на кожу и поджигают ароматической палочкой и либо оставляют сгореть полностью, либо гасят пальцами незадолго до того, как огонь коснется кожи.
   Может показаться, что это довольно болезненная процедура. Однако в действительности моксатерапия по методу рисового зерна оказывает приятное согревающее действие. Шарик для прижигания очень маленький, а сеанс прижигания проводится под внимательным наблюдением врача. Акупунктурные точки прижигают несколько раз подряд, до тех пор, пока у пациента не возникнем общее ощущение тепла во всем теле.
   Используются и непрямые техники моксатерапии. На рукоятках игл для акупунктуры укрепляют небольшие металлические шляпки, на которые кладут подожженные шарики для прижигания. Тепло поступает в тело через иглу. Иногда конусы для прижигания помешают на ломтики имбиря и поджигают на спине пациента, чтобы «прогреть» почки, или на животе, чтобы укрепить жизненную силу организма.
   В связи с моксатерапией в Японии сложилась целая индустрия. В специализированных магазинах продают готовые шарики для прижигания, при помощи которых можно прогревать акупунктурные точки самостоятельно.

 

ТЕХНИКИ САМОМАССАЖА

   В Японии весьма развиты традиции самомассажа, применяемого для снятия боли и напряженности в мышцах и суставах и для общего оздоровления. Для самомассажа не требуется никаких специальных материалов и оборудования — достаточно пары собственных рук. В основе японских методов самомассажа лежат акупунктурная теория меридианов и западные представления о мышечной системе человека. Применяются как приемы акупрессуры, так и массажные движения, используемые в традициях шиацу и до-ин.
   Самомассаж лучше выполнять в просторной, удобной одежде. Примите удобную позу и обеспечьте опору для рабочей руки. Для начала четкими прикосновениями нащупайте область, которую вы собираетесь массировать. Затем постепенно, но непрерывно наращивайте давление. Несколько секунд удерживайте его на комфортном максимуме, а затем отпустите. Этот принцип известен как «прикосновение — давление — освобождение». Работая со всем телом или с какой-либо его частью, продвигайтесь сверху вниз и от середины к периферии. Дышите глубоко и ровно, чтобы тело оставалось расслабленным.

 

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ травы-растительные препараты

   Растительные препараты (по часовой стрелке, начиная от верхнего левого угла): тонизирующие пилюли для почек; сушеные травы, помогающие от простуды и кашля; литоспермум в составе препарата для лечения аутоимунных заболеваний; володушка, помогающая при лихорадке, бронхите и астме; и смесь корицы с «драконьей костью» (толчеными окаменелостями), «успокаивающая печень».

   Сушеные травы канпо продаются в специализированных аптеках. Их можно принимать в форме чая (заваривая кипятком) или отвара. Однако многие японцы предпочитают растительному сырью мелкие гранулы, высушенные сублимацией. Они продаются расфасованными в пакеты, и для употребления их достаточно залить водой. Существуют такие пилюли и порошки, мази и кремы из лекарственных трав. Пользуются популярностью и пластыри, внутренняя поверхность которых смазана растительными  составами.

 

Целебные — сезонные (водяные) ароматические ванны

   В различные времена года японцы принимают и особые ванны, служащие для различных целей. В декабре, в день тодзи (зимнее солнцестояние, самый короткий день года, приходящийся обычно на 21 или 22 декабря), популярны лимонные ванны. Утверждают, что, если в этот день, поесть тыквы и принять ванну с ароматными ломтиками лимона, это защитит от простуд на всю зиму. На 5 мая приходится праздник для маленьких мальчиков — кодомо но хи, в который принимают ванну сёбуи – с листьями растения сёбу (аира), посвященного этому празднику. Такая ванна оказываем целебное действие, нормализуя пище-варение и очищая лимфу, а также имеет символические значение, поскольку слово «сёбу» в буквальном переводе означает «боевой дух». (Существует также праздник для девочек — кодомо но мацури. Его отмечают 3 марта, в день, посвященный одной из богинь синто.) Поздней осенью принимают ванны с кожурой мандарина (ароматическим и пищеварительным средством), а зимой – согревающие ванны с имбирем: мелко нарезанный корень имбиря помещают в кисейный мешочек и подвешивают к краю ванной, опуская в воду.

 

СВЯЩЕННЫЕ талисманы (ОМАМОРИ) защищающие от болезней

   Для призывания божеств, которые защищают от болезней и ускоряют выздоровление, используются особые священные талисманы. Верующий совершает омовение, облачается в чистую одежду и читает утренние молитвы, после чего отправляется в святилище избранного божества. Пройдя через ворога тории, символически очищающие посетителя, он ополаскивает руки и рот водой из чаши для омовения и снимает обувь.
   Затем посетитель входит в храм, склоняется перед изображением божества, опускает монету или конверт с деньгами в ящик для пожертвовании, дважды хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание бога, возносит молитву и заключает ее еще одним поклоном. После чего он может приобрести священный талисман — красивый мешочек из разноцветного узорчатого шелка с маленькой деревянном табличкой или листком рисовой бумаги, на котором написаны молитвы и священные слова.
   Такой талисман человек может носить при себе или поместить на домашний алтарь. Талисманы — устойчивый источник дохода для святилищ и залог божественной зашиты и покровительства для покупателей.

ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Весть Белому Свету Книги Миропонимания vv-nikitin.ru Новости Вселенной site7s

Все права защищены © 2010-2024

При копировании
материала не забудьте
сделать ссылку на сайт
 Ушуицигун.рф

Запрещено брать материал
для рекламы или продажи.