«Ушу оздоровительное..а разве можно солнце оздоровить..?» — из лекции одного из семинаров Ушу и Цигун. Мастер ушу в Китае зачастую и выпивает, и покуривает. Размышляем: кто-то пьёт и курит, попивает и покуривает — это разные вещи? Зависимость или падение, достижение цели — испытания, возможно чтобы на себе понять недуг и потом помогать людям. Это философские и жизненные темы. Мы приходим в эту жизнь благоухающими, а пространство людей уже живёт своим испорченным пороками — мирком. И вот испытание Духу: «В теле этом иль другом..» приходится бороться за жизненную Огненную Космическую мудрость, заложенную в зерне Духа. Потому не беда, если что-то уже случилось с вами и есть несовершенства-пороки. Главное осознание этого и своевременное избавление. «..Жизнь, наполненная сознанием и осознанно прожитая..» — так мы учимся в этом мире.
«…Традиция — это духовная жизнь (является школа)…Вечно вьющая нить — традиция тайдзи.»
Вот так мы с вами немного коснулись темы здоровья через понимание жизни, культуры, традиции и Миропонимания.
С уважением наставник И-ШУ(ХО)
«Плавные движения тайдзи цюань — это мыслеволны, уходящие к горизонту. Так или иначе видимая «Золотая Середина» природы мыслегармонизирует пространство не только человека!? Тайна этих движений: Земля-Человек-Космос в осознании Духообразов. Если этого нет, то все практики ушу и цигун в движении остаются танцами. Много танцующих «учителей».
<В>
«Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне».
Афоризмы Старого Китая.
Гимнастика тайцзицюань носит ярко выраженный психогигиенический и оздоровительный характер.
Обратимся к собирательному мнению китайских авторов, в котором представлено то, на что наиболее часто обращается внимание в китайских популярных изданиях, посвященных влиянию упражнений тайцзицюань на здоровье человека.
Движения в тайцзицюань созвучны природе человека, свободны от всякого напряжения и жесткости, способствуют глубокому раскрепощению тела и духа человека, создают всестороннюю нагрузку на все мускулы, сухожилия, суставы и кости, осуществляют их мягкий массаж и таким образом сохраняют их гибкость. Ноги в Китае сравнивают с корнями дерева. И как здоровому дереву нужна здоровая и сильная корневая система, так и ноги, несущие наше тело, нужно укреплять. При обычной ходьбе ноги и стопы не получают полной нагрузки, так как мы не ходим назад, редко делаем шаги в сторону и еще реже стоим на одной ноге. Все эти необходимые для укрепления ног движения содержатся в упражнениях тайцзицюань.
При переносе тяжести тела с одной ноги на другую в этих упражнениях ступни медленно перекатываются, массируясь и укрепляясь таким образом.
При просмотре страницы предлагаем Вам
воспользоваться музыкальным сопровождением.
Старая китайская пословица гласит, что все болезни идут от позвоночника. Упражнения тайцзицюань укрепляют всю мускулатуру спины и помогают выработать правильную осанку, что способствует правильному положению внутренних органов, нерастягиваемых и несдавливаемых. Вырабатываемая прямая осанка и голова, как бы упирающаяся во время выполнения упражнений тайцзицюань в воображаемое препятствие наверху, оказывают растягивающее действие на позвоночный столб, освобождая межпозвоночные диски от избыточного давления. Обостренное самонаблюдение постоянно заставляет все чаще и чаще исправлять свою осанку в процессе обучения этим упражнениям. Замечено, что прямая осанка создает приподнятое жизнеощущение, чувство уверенности в себе.
От положения спины некоторым образом зависит и деятельность нервной системы. Нервная система регулирует все жизненные отправления: пищеварение, дыхание, обмен веществ, кровообращение, выделения, секреторную деятельность и т. д. Она же регулирует наши отношения с окружающей средой. Те ее центры, которые находятся в области спины, нервными путями связаны со всеми частями тела. И восстановление их нормальной функции при правильной осанке, когда межпозвоночные диски не сжаты и, следовательно, отверстия между дугами позвонков, из которых выступают нервные пути, не сужены, способствует общему оздоровлению организма.
Медленная, спокойная манера движений тайцзицюань снимает напряжение и тем самым устраняет чрезмерную раздражительность и другие обостренные реакции на стресс. Она же в сочетании с мышечным расслаблением и сосредоточенностью делает возможным переход на глубокое дыхание (дыхание животом), благодаря чему восстанавливается гибкость диафрагмы и других мышц живота, что оказывает массирующее действие на все находящиеся в брюшной полости органы, укрепляет их и способствует улучшению пищеварения. Этому же способствует и работа бедер, ведущих все движения тела в этих упражнениях.
Изменение давления в нижней части живота при вдохе и выдохе способствует перекачиванию крови вверх. Во многих китайских источниках упоминается об особенной эффективности этой системы упражнений при сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонии и бронхолегочных заболеваниях.
Эксперименты, проводимые московскими психологами В. А. Елисеевым и В. Ю. Баскаковым, подтвердили общее оздоравливающее действие упражнений системы тайцзицюань на организм человека и его психику. В своем выступлении 29 сентября 1988 г. на всесоюзном семинаре «Актуальные проблемы развития отечественной оздоровительной гимнастики» эти докладчики отмечали, что, по самонаблюдениям испытуемых, у них возросла работоспособность, им стало гораздо легче общаться с окружающими, они стали намного терпимее в семье, спокойнее, увереннее в себе. Отмечается и развитие у занимающихся тайцзицюань творческих способностей. Отмечается и развитие у занимающихся тайдзицюань творческих способностей. Об этом же говорят в разных публикациях руководители, любители китайской культуры, которые уже в течение нескольких лет преподают тайдзицюань в оздоровительных группах и широко используют принципы и рисунок движений упражнений этой системы. С 1988 г. специалистами (психологами) проводятся психотренинговые занятия, опирающиеся на тайцзицюань школы Ян, на которых можно подтвердить благотворное воздействие этих занятий на психику человека, на его творческие способности, их гармонизующее влияние. Люди становятся гораздо добрее, терпимее, более восприимчивы к красоте окружающего мира. Всё чаще сталкивались со случаями, когда под влиянием таких занятий у человека рождаются стихи, он начинал видеть все вокруг иными глазами. Люди начинают писать картины, открываются творческие возможности во всей сфере жизни. Сегодня же такие занятия очень помогают противостоять ежедневному стрессовому состоянию, порождаемому нашими сегодняшними социальными и экономическими трудностями, нашей нестабильностью, снижают или вовсе снимают чувство страха, чувство неуверенности в себе и в своем завтрашнем дне.
Принципы тайцзицюань изложены в целом ряде лаконичных классичеcких трактатов, которыми как основой пользуются все школы и стили системы. Вот некоторые фрагменты из этих текстов. «При каждом движении тело должно быть легким и подвижным, его части должны быть подобны бусинам на нити… Нельзя допускать ничего незавершенного, делать ничего несоразмерного, позволять какие-либо перерывы или расчленения… Ступни, ноги и поясница во всех движениях должны действовать как единое целое… Иначе тело будет в беспорядке и замешательстве. Чтобы избежать этого нарушения, нужно исправить положение ног и спины. Этот принцип действует во всех направлениях: при движении вверх и вниз, вперед и назад, вправо и влево. Все движения управляются сознанием…» и выполняются осознанно. Двигаясь вверх, надо видеть, что делается внизу; собираясь повернуться налево, не упускать из поля зрения правую сторону; шагая вперед, быть готовым шагнуть назад.
«Голову следует держать прямо и сохранять «пустой». Надо быть бдительным… Тело должно сохранять равновесие… Стоять нужно, как уравновешенные весы, в движении быть, как крутящееся колесо. Если вес тела распадается (при движении) равномерно на обе ноги, способность действовать сужается, поэтому необходимо всегда равновесие тела удерживать с одной стороны… надо научиться понимать Инь и Ян. Их взаимодополняющая природа учит нас понимать внутреннюю энергию… Благодаря внутреннему покою и вдумчивой сосредоточенности становишься собственным господином. Основное положение: самому не выпячиваться и уступать другим. Самая частая ошибка — хвататься за далекое, вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом. Пословица гласит: «Малейшая неточность сбивает с пути». Поэтому ученику следует понимать эту теорию детально и принимать к сердцу». Даже из этих коротких отрывков видно нравственное, воспитующее действие постулатов системы.
В приведенных выше цитатах уже сформулированы основные, характерные особенности системы. Остановимся коротко на них. МЯГКОСТЬ И НЕНАПРЯЖЕННОСТЬ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ И РАВНОМЕРНОСТЬ, ОКРУГЛОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, КООРДИНАЦИЯ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ — вот ее основные отличительные особенности.
Позы в тайцзицюань удобные, движения нескованные, непринужденные, плавные и мягкие. Нет резких скачков, бросков, прыжков, приседаний, нет ни одного стремительного рывка. Потому, хотя по окончании выполнения всего комплекса тело покрывается легкой испариной, дыхание не нарушается, остается спокойным, возникает чувство приятной легкости, даже приподнятости. Именно благодаря этой особенности упражнений считается, что ими могут заниматься люди любого пола и возраста, любой комплекции, и в частности те, кто страдает хроническими заболеваниями. В Китае тайцзицюань широко используют как метод вспомогательной терапии в стационарах и санаториях.
Вся серия движений любого по сложности и продолжительности комплекса выполняется без пауз, непрерывно и равномерно, без напряжения и применения силы. Переходы из одного положения в другое и перемещения незаметны, между ними нет четкой грани, одно движение как бы зарождается, таится внутри другого, и вся их плавная цепочка похожа на медленно скользящие по небу облака или на спокойное и размеренное течение большой реки по равнине в тихую погоду.
Эти движения часто сравнивают еще с шелковой нитью, тянущейся из кокона: перетянешь — оборвется, не дотянешь — остановится. Стиль движения в системе тайцзицюань требует, чтобы любое перемещение рук осуществлялось по дугообразным или кругообразным траекториям, что соответствует естественному изгибу суставов. В любом направлении рука никогда не выбрасывается по прямой. Дугообразность движений делает их округлыми, естественными и мягкими, а также способствует равномерному развитию всего тела.
Как при выполнении цикла движений или отдельных видов движений, так и при выполнении каждого движения в отдельности следует добиваться полной координации и абсолютного единства верхней и нижней частей тела, туловища и конечностей, «внутреннего Я» (внимание и дыхание) и «внешнего Я» (корпус, руки, ноги, голова). При этом во всех перемещениях тела поясница играет роль оси движения, направляет взаимно согласованные движения рук и ног.
Для того чтобы реализовать все основные особенности, существует ряд правил и требований к состоянию занимающегося, к положению отдельных частей его тела, к дыханию и т. д.
ВСЕМИ ДВИЖЕНИЯМИ РУКОВОДИТ СОЗНАНИЕ. Весь процесс движения в системе тайцзицюань руководится и контролируется сознанием. Внимание концентрируется не только на выполняемых действиях, но занимающийся осознанно представляет себе и каждое предстоящее действие, его образную наполненность. Недаром считается, что занятия тайцзицюань стимулируют, развивают воображение, пробу-ждают и развивают творческое начало в человеке.
Практически все упражнения тайцзицюань, каждое из которых можно рассматривать и как самостоятельную мини-форму, мини-комплекс, носят очень выразительные названия: «Погладить гриву дикой лошади», «Белый журавль расправляет крылья», «Золотой петух на одной ноге», «Посадить тигренка на гору», «Достать иглу со дна моря» и др. Подчас в разных школах одни и те же элементы имеют различное название, но всегда они свидетельствуют о том, что мастер—основатель школы хотел этим названием подчеркнуть какой-то аспект упражнения, либо интерпретировал его в соответствии со своим внутренним видением, или увидел в нем сходство с чем-то, наблюдаемым в живой природе. Часто названия эти навеяны поэтикой древних китайских легенд и мифов. Такая художественная терминология работает на ученика. Она служит мнемоническим приемом и помогает запомнить последовательность движений, помогает «вживаться» в имитируемые или навеваемые образы, способствует пробуждению и осознанию энергии ци в себе и ее движению по телу. Вот, например, начало любого комплекса — «Пробуждение ци». Представьте себе пробуждающуюся весеннюю землю, набухшую влагой, благоухающую. Вы — дерево, и ваши стопы — корни, которые она поит и пробуждает от спячки. Соки земли наполняют ваши стопы и по ногам, как по стволу, начинают подниматься вверх, а колеблемые нагревающимся воздухом пары земли, ее дыхание поднимаются и касаются ваших опущенных расслабленных кистей. И вот, как бы подталкиваемые снизу этим поднимающимся духом пробужденной земли, тяжелеют, теплеют и наполняются пульсирующей жизнью ваши всплывающие вверх руки. Вот кисти приподнялись, и вы как бы чувствуете под ними
упругий, полный жизни шар. Вы медленно и без напряжения давите на него сверху, и с его опусканием расслабляются ваши колени, расслабляется поясница, «пустеет» верх и «наполняется» низ. Расслабление углубляется, опускается вниз центр тяжести, и вы погружаете этот энергетический шар в даньтянь — нижний психический центр, находящийся там же, где центр тяжести вашего тела. Внимание акцентировалось на даньтяне, расслабился живот — и вы перешли на тонкое, едва заметное, но глубокое брюшное дыхание.
А цикл движений, именуемый «Достать иглу со дна моря», каждому китайцу навевает воспоминание о царе обезьян Сунь Укуне — легендарном герое очень известного и необычайно популярного в Китае романа У Чэньэня «Путешествие на Запад». Именно со дна моря достал он свое волшебное оружие — железный посох-шест — и носил его в ухе, уменьшая с помощью заклинания до размеров иглы. И вот уже ввинчивается в водную толщу ваша рука, устремленная ко дну, и будто какие-то заряды текут вниз через ваши пальцы — туда, где на дне морском сверкает на песке игла.
Хочешь спустить дыхание — представь себе спуск этого дыхания в глубину нижней части живота, к даньтянь, который еще называют «море дыхания», «море энергии», «золотой котел», — месту, где собирается энергия.
Каждому движению предшествует образ. На занятиях школы И-ШУ ХО есть такая поговорка: «Сердце — наставник, тела — ученики»; «Тела следует за сердцем». Чтобы добиться этого, необходимо обратить внимание на два момента: спокойствие и полную сосредоточенность. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо совершенно успокоиться, «засветиться сердцем» или, как говорят китайцы, «повернуть глаза и уши в себя», перестав думать обо всем, что не относится к предстоящему занятию; проверить правильность своей осанки; проверить, расслаблены ли тело и руки, спокойно ли дыхание. И только когда все это в порядке и этап самопроверки и самонастройки закончен, можно приступать к движениям. Совсем просты или сложны движения, все равно. Независимо от этого полное душевное спокойствие должно сохраняться до конца занятия. Только так можно сохранить полную сосредоточенность и ясность сознания, дабы внимание занимающегося не уподоблялось обезьяне, беспорядочно скачущей по веткам. Иначе невозможно добиться того, чтобы сознание руководило каждой, даже самой малой деталью движений, их последовательностью, темпом их выполнения. Тайцзицюань требует «достижения спокойствия движением» и «движения в спокойствии». Только при всех перечисленных условиях не будет возникать чувство усталости от движения и не будет чрезмерной нагрузки на сознание. Только полная сосредоточенность при полном душевном спокойствии позволит следить за соблюдением всех многочисленных правил выполнения движений системы тайцзицюань. Не позволять глазам уходить в сторону и разбегаться мыслям начинающему бывает очень трудно, ничто, кроме практики, не способно помочь избавиться от этого недостатка. Постепенно, только постепенно состояние ума и тела занимающегося приходит в полную гармонию.
РАССЛАБИТЬСЯ, НЕ ПРИЛАГАТЬ ГРУБУЮ СИЛУ. Под расслаблением в данном случае понимается не полное расслабление всего тела, а расслабление в пределах возможного тех мышц и суставов, на которые не падает нагрузка при естественных движениях тела, или тогда, когда оно находится в покое. Во время движения сила прилагается мягко. Как гласит древняя пословица: «Сила в тайцзицюань подобна игле, спрятанной в вате». Центром сосредоточения этой внутренней силы является, согласно классическим трактатам, точка даньтянь. Есть очень простой способ определить ее локализацию. Большие пальцы рук положить на живот горизонтально, соединив их кончики на пупке. Сложив из выпрямленных больших и указательных пальцев треугольник, опустить его вершиной вниз так, чтобы вершина оказалась на одной линии с пупком. Точка даньтянь находится посредине этой линии. При занятиях тайцзицюань верхняя часть тела держится прямо. Не следует наклоняться вперед, откидываться назад или вбок, склонять голову. Чтобы сохранять такое положение головы и корпуса, прикладывается лишь естественное «усилие без напряжения», не более. Руки закругляются мягко и ненарочито, нога сгибается ровно настолько, насколько необходимо согласно требованиям. Ни в чем нет чрезмерности. Для выполнения какого-либо движения прикладывается лишь естественно необходимое усилие, тогда как суставы остаются расслабленными и не теряют гибкости, не напрягаются не участвующие в данном движении части тела. Вообще надо избегать напряжения всех суставов. Добившись расслабления, начинающий должен постепенно научиться сосредоточивать силу, выполнять движения последовательно, непрерывно и гармонично в полном соответствии с требованиями тайцзицюань.
КООРДИНАЦИЯ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ЧАСТЕЙ ТЕЛА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ГАРМОНИИ. Про тайцзицюань сказано: «Одно движение приводит все тело в движение», «Движение зарождается в ступне, идет по ноге в поясницу, а оттуда — на все тело» в гармоническом единстве, то есть все движения верхней и нижней частей тела гармонически скоординированы. Часто бывает, что начинающим в теории это известно, а на практике освоить то, что поясница является осью большей части движения и что движения конечностей гармонически согласуются с движением тела, не удается. Так как добиться полной координации и гармоничности движений трудно, начинать обучаться этому целесообразно с отдельных движений.
Предлагаем полезные статьи:
Стихопритча <…Великий Предел…>. В. Никитин.
Стихопритчи про Ушу и Цигун. Самара.
Изучение Тайдзи-цюань на занятиях ушу. Самара.
Все права защищены © 2010-2024
При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт Ушуицигун.рфЗапрещено брать материалдля рекламы или продажи.