Основное свойство космоса выражается в правизне
и левизне пространства и времени.
В И.Вернадский.
(схемы Великого предела, монады) С.М.Шканов, И.С.Киселева.
Некоторые авторы, например Нгуен Ван Нги, элемент огонь разделяют на огонь-князь (или кайзеровский, императорский огонь, связанный с каналом сердца) и огонь-министр (или министерский, иногда его называют вторичный огонь, связанный с каналом тройного обогревателя).
Мы попытались найти достойное место шестому первоэлементу в системе у-син между первоэлементами вода и дерево (рис. 2), назвав его воздух (синонимы зерно, вторичный огонь, огонь-министр). Этому элементу, по нашему мнению, соответствуют следующие органы: тройной обогреватель и перикард.
Таким образом, система син представляет собой не пентаграмму (у-син), а гексаграмму (лю-син, лю, 1ш — шесть). В дальнейшем иногда мы будем называть ее гексанемой (аналогично гексанеме Гурджиева), чтобы не путать с гексаграммами книги «И Цзин».
Теперь несколько слов о том, почему мы элемент воздух расположили в гексанеме между элементами вода и дерево. Как известно, в системе син элементу — огонь (жар) противоположен элемент — вода (холод), элемент — земля (влажность) противостоит элементу — металл (сухость). Логично предположить, что элементу — дерево (ветер) противоположен элемент — воздух с противоположными свойствами (покой, безветрие, штиль), рис. 2. Аналогичное расположение элемента вторичный огонь дано в книге В.Е.Еремеева «Чертеж антропо-космоса».
В даосской философии существует пара категорий «Великий предел — Беспредельное». Они более чем созвучны понятиям «Система-Хаос», составляющих основу общей теории систем (ОТС) Ю.А.Урманцева. Между понятиями Великий предел (Тай цзи ту) и Система можно поставить знак равенства. В дальнейшем Тай цзи ту будет рассматриваться в рамках трех форм: движение, пространство и время, составляющих основу существования любой системы и являющихся ее аксиоматическим условием.
Закономерная последовательность смены активности и пассивности одного объекта системы другим в процессе их вращения есть закон движения, в древневосточном понимании — «Великий образец», Дао. Для движения пространства и движения времени существует разная последовательность смены одних и тех же (шести) первоэлементов, о чем речь пойдет ниже.
В древневосточной натурфилософии пространственно-временная система движения описывается схемой лю-син, которая является универсальной матрицей для установления пространственно-временных соотношений.
Наиболее визуально определяемыми и законченными циклами в природе являются годовой и суточный ритмы. Оба цикла связаны со значимыми (актуальными) для всего живого, всей биосферы Земли процессами космического порядка, в основе которых лежит вращение Земли.
Темп вращения Земли вокруг Солнца определяет смену сезонов или смену одного пространства другим и является годовым биоритмом. Последовательность первоэлементов в системе лю-син, отражающая изменение сезонов в течение года, т.е. движения пространства (дао. пространства), показана на рис.3 и соответствует последовательности элементов в схеме Фу-Си. Даты шести сезонов, указанные на рисунке, строго «привязаны» к дням летнего, зимнего солнцестояния и дням весеннего, осеннего равноденствия. Продолжительность одного сезона равна 60,8 суткам. Темп вращения Земли вокруг своей оси определяет смену дня и ночи, т.е. движение времени (дао-времени) в течение суток и является суточным биоритмом. Хронобиологический аспект восточной медицины представлен большим кругом циркуляции энергии, отражающим последовательную смену активности одного органа (канала, системы) другим. Единицей измерения служит сдвоенный час (стража). Если перенести схему большого круга циркуляции энергии на систему лю-син, то мы получим следующую последовательность первоэлементов в системе лю-син (рис.4).
По существу описание «анатомии» Тай цзи ту дано в «Дао Де Цзине» (42 стих):
«Дао порождает одно. Одно порождает два, два порождают три, три порождают всю тьму вещей…»
Интерпретация этих строк возможна с использованием терминологии вышеупомянутой общей теории систем (Ю.А.Урманцев): Дао порождает одно (т.е. единое — единый классификационный признак, матрицей которого являются шесть первоэлементов), рис. 5а. Одно порождает два (т.е. единство двух: Ян и Инь, их закономерную последовательность взаимовращений),рис. 5б. Два порождают три (т.е. достаточность — достаточное количество объектов, первоэлементов для создания какой-либо системы), рис. 5в. Три порождают всю тьму вещей (т.е. множество объектов системы, фактически это весь мир, который существует и существовал до какой-либо систематизации его объектов познающим субъектом), рис. 5г. Четыре аксиоматических условия ОТС мы назвали. Пятое, главное условие, — существование, которое характеризуется через пространство, время и движение. В восточной традиционной медицине этим категориям соответствуют место, момент, метод.
Статья подготовлена по материалам научно-популярного китайского журнала «氣功與體育» , В.В.Н.
P.S.: Зачем придуманы новые названия для традиционных систем самосовершенствования. Теперь Тайцзи называют тай чи — это от невежества, коммерция или европейское название. Мы думаем и то и другое. Коммерция – маркетинг, поставить людей на поток. В современном мире наверное так?! А куда исчезают все те основы и традиции, которые формировались с Культурным пространством той страны или там, где сейчас рождаются философские системы, синтезирующие в себе всё светлое и простое для повседневной жизни. Любое сочетание слов, а тем более иероглифов несёт в себе многообразную информацию… Мы размышляем – просвещаем и напоминаем о традиционных знаниях.
§650. Учись держать Общение при всяких условиях. Пойми, все они временны, но постоянен Владыка. Они пройдут, рассеются как дым, но Высшее Присутствие останется с тобою навсегда. Так отделится истинное от ложного и временное от вечного. Стань на границе обоих, чтобы увидеть и то, и другое и взвесить их на весах понимания и мудрости. Радость и горе людские – все от себя, от самости, и корней в Беспредельности не имеют. Надо в сознании корни пустить в сферу вечной мысли. И когда они укрепятся и дадут ростки, плоды и вновь семена, вечный посев укрепится, вытеснив фантомы временного, пока время и временное не исчезнут совсем, чтобы замениться вечным.
§651. (М.А.Й.). Сегодня скажу: остерегись погружаться в земное всецело, дабы оно не заслонило сферу духа. Даже тогда, когда земное яро и ярко звучит, не забывай о том, о другом, что тебе никогда не изменит и останется с тобою, когда все земное пройдет и следа не оставит.
ДВУХПОЛЮСНОСТЬ. МИР Огненный (Живая Этика). ГРАНИ АГНИ Йога.
Где заниматься УШУ и ЦИГУН в САМАРЕ
Договорится о встрече для записи на занятия Ушу и Цигун в Самаре вы сможете по тел.: 890-47-48-38-48
Все права защищены © 2010-2024
При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт Ушуицигун.рфЗапрещено брать материалдля рекламы или продажи.